9.3. Анализ ABC-XYZ

 
Аналитические данные по реализованным позициям доступны в разделе "АНАЛИТИКА" - "Анализ ABC-XYZ".
Раздел состоит из трех вкладок:
"Отчет ABC";
"Отчет XYZ";
"Совмещение ABC-XYZ".
Отчет ABC
На первой вкладке размещен ABC-анализ ассортимента по доле в выручке, позволяющий разбить ассортимент товаров и услуг на группы в зависимости от их вклада в объем продаж в денежном или натуральном выражении.
Группа A – товары и услуги, обеспечивающие 80% продаж.
Группа B – товары и услуги, обеспечивающие 15% продаж.
Группа C – товары и услуги, обеспечивающие 5% продаж.
 
Данные на вкладке разделены по доле реализованных позиций в выручке и в единицах с возможностью фильтрации по периоду и торговой точке.
Ссылка "Посмотреть подробный отчет" открывает весь список позиций с дополнительным фильтром по группам.
Результаты отчета используются для управления ассортиментом товаров и услуг.
По отношению к позициям, относящимся к группам A, B и С актуальны следующие рекомендации:
Группа A
Группа B
Группа C
Необходим более тщательный контроль уровня запасов.
Обычный контроль уровня запасов.
Простейший вид контроля.
Наиболее частая инвентаризация.
Обычный порядок проведения инвентаризации.
Наиболее редкая инвентаризация.
Наиболее точное определение размера заказа.
Использование экономичного размера заказа.
Хранение минимального объема товара для реализации под заказ.
Для упрощения интерпретации полученных данных обратите внимание на следующую информацию:
Если доля группы C (и/или B) превышает границы стандартной группировки ассортимента (стандартная группировка ассортимента: группа А - 80% выручки и 20% ассортимента, группа B – 15% выручки и 30% ассортимента, группа С – 5% выручки и 50% ассортимента), большой объем группы C (и/или B) может быть следствием наличия в ассортименте недорогих и редко востребованных позиций, а позиции данной категории могут быть новинками, спрос на которые еще не сформировался.
Рекомендации:
1.
Проанализировать причины низкой доли данных ассортиментных позиций в выручке и продажах в единицах измерения данных позиций.
2.
Провести ABC-анализ (шт.) ассортимента группы C (и/или B) для анализа продаж в натуральных единицах измерения и определения уровня спроса на позиции данной группы (данных групп).
3.
Провести XYZ-анализ ассортимента группы C (и/или B) для анализа стабильности спроса на позиции данной группы.
Если доля группы A меньше 20%, проанализируйте стабильность продаж ассортимента группы А. Это поможет выявить позиции, которые реализуются редко крупными партиями или часто, но небольшими партиями, что повлияет на точность прогнозирования будущих продаж.
Отчет XYZ
На второй вкладке размещен XYZ-анализ ассортимента, позволяющий разбить ассортимент в зависимости от стабильности спроса на ту или иную позицию.
Группа X – ярко выраженный и стабильный спрос.
Группа Y – относительно стабильный спрос.
Группа Z – хаотичный спрос.
 
Данные на вкладке можно отфильтровать по периоду и торговой точке.
Ссылка "Посмотреть подробный отчет" открывает весь список позиций с дополнительным фильтром по группам.
Результаты отчета используются для улучшения контроля над наличием товаров и доступностью услуг.
По отношению к позициям, относящимся к группам X, Y и Z актуальны следующие рекомендации:
Группа X
Группа Y
Группа Z
Минимизация уровня запаса или его отсутствие.
Оптимизация уровня запаса, экстраполяционные методы прогнозирования, разработка алгоритма управления запасами.
Постоянное поддержание на складе или индивидуальные заказы на закупку.
Для упрощения интерпретации полученных данных обратите внимание на следующую информацию:
Если доля группы Z (и/или Y) превышает границы стандартной группировки ассортимента, большой объем группы Z (и/или Y) может быть следствием наличия ассортиментных позиций с низкой стабильностью спроса.
Проанализируйте стабильность доступности данных позиций для конечных потребителей, чтобы определить причину хаотичности спроса: может оказаться, что такое поведение спроса связано с отсутствием товаров на полках или невозможностью предоставить данный вид услуги в момент предъявления спроса.
 
Совмещение ABC-XYZ
Исходя из классификации позиций ассортимента на категории ABC и XYZ, на последней вкладке происходит совмещение полученных данных, и все позиции распределяются на 9 групп для управления: AX, BX, CX, AY, BY, CY, AZ, BZ и CZ.
Помимо того, что на них распространяются характеристики каждой из классификаций, совмещение групп позволяет более полно взглянуть на ассортимент и скорректировать управление по каждой из групп.
Данные на вкладке разделены в зависимости от принципа совмещения:
ABC (руб.) – XYZ;
ABC (ед.) – XYZ;
ABC (руб.) – ABC (ед.);
ABC (руб.) – ABC (ед.) – XYZ.
Помимо этого доступна фильтрация по периоду и торговой точке, а также поиск по наименованию.
По отношению к представленным пересечениям групп актуальны следующие рекомендации:
Группы
X
Y
Z
A
Поскольку данные позиции обладают наибольшим экономическим эффектом для предприятия, следует обеспечить их постоянное наличие. Для этого не требуется создавать избыточный запас, поскольку спрос на эти позиции стабилен и хорошо прогнозируется.
При значительном экономическом эффекте, эти позиции обладают недостаточной стабильностью спроса. Следует обеспечить наличие данных позиций, с этой целью их страховой запас увеличивается.
Попытка обеспечить гарантированное наличие всех позиций данных категорий может привести к значительному повышению уровня запасов.
B
C
Позициями данной категории можно управлять с помощью модели с постоянной периодичностью заказа и снизить страховой запас. Данная позиция должна быть всегда в наличии, так как из-за нее повышаются продажи категорий AX и BX.
Предпочтительная модель управления запасами – с фиксированным объемом заказа. Страховой запас для данной группы формируется исходя из финансовых возможностей предприятия.
Данную группу следует тщательно контролировать, поскольку именно из этих товаров образуются неликвиды ввиду нестабильного потребления. Следует принять решение о необходимости данных запасов, возможен перевод потребления данных позиций «под заказ».
Для упрощения интерпретации полученных данных обратите внимание на следующую информацию:
Если доля группы AZ (и/или AY, и/или BZ) превышает границы стандартной группировки ассортимента, большая доля позиций в данных группах может быть следствием осуществления спроса на данные позиции крупными и нечастыми заказами (партиями).
Если доля группы CY и/или СZ превышает границы стандартной группировки ассортимента, большая доля позиций в данных группах может быть следствием наличия в ассортименте неликвидных позиций, не пользующихся спросом.
Если доля групп AX (и/или BX, и/или BY) не соответствует границам стандартной группировки ассортимента, низкая доля данной группы в ассортименте может быть следствием отсутствия позиций, на которые предъявляется стабильный и высокий спрос.
Если доля группы CX не соответствует границам стандартной группировки ассортимента, данные позиции могут относиться к товарам первой необходимости, наличие которых в ассортименте влияет на продажи других категорий товаров.